09.02.2018
Диспетчеры Петербурга знают друг друга по голосам
Производственное управление ГУП «ТЭК СПб» приняло в гостях делегацию диспетчеров другой теплоснабжающей организации города
8 февраля в Центральную диспетчерскую производственного управления ГУП «ТЭК СПб» на Малой Морской улице, 12 пришли диспетчеры из АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» для того, чтобы обменяться опытом, обсудить вопросы взаимодействия и проблемные моменты, связанные с совместными зонами теплоснабжения, и конечно, познакомиться лично.
- Все диспетчеры знают друг друга по голосам, - рассказал начальник производственного управления предприятия Александр Нестеров, - ведь диспетчерские службы ресурсоснабжающих предприятий постоянно взаимодействуют в работе. Когда ты знаешь человека заочно, личная встреча приобретает особое значение, и совсем с другим чувством ты потом работаешь с ним. Это уже как родной человек!
- Нас интересует все,- шутили диспетчеры, - как вы живете, сколько получаете, какие у вас смены, а главное – как вы работаете!
Такие встречи оперативного персонала диспетчерских теплоснабжающие организации проводят с достаточной регулярностью. Диспетчеры ГУП «ТЭК СПб» также не раз были «в гостях» у своих коллег. Взаимопонимание и знание специфики работы другой организации необходимы для того, чтобы четко и оперативно взаимодействовать в сложных, нештатных и порой критических ситуациях, когда от верного решения, принятого в считанные минуты, зависит не только теплоснабжение, но и безопасность людей, и зачастую – человеческие жизни. Поэтому к диспетчеру в энергетике предъявляются не меньшие требования, чем в авиации: это и быстрота реакции, и хладнокровие, и решительность, и крепкие нервы, и умение одновременно решать сразу несколько задач, и, конечно, великолепное знание схем теплоснабжения и всех физических процессов, связанных с производством и передачей тепловой энергии.
- Если, например, говорить о нашей организации, то у нас есть своя совершенно определенная специфика, а у ГУП «ТЭК СПб» своя, - рассказал начальник диспетчерской службы АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» Андрей Бахарев, - тепловые сети у нас, конечно, одинаковые, хотя у нас гораздо больше магистральных трубопроводов, а у вас - внутриквартальных. А вот энергетические источники совсем разные. Вы работаете от котельных, а мы - от ТЭЦ, которые производят не только тепло, но, в первую очередь, электроэнергию. Поскольку у нас много магистральных сетей, по которым проходит огромный объем теплоносителя, у нас есть возможность прямо со своего рабочего места, из диспетчерской, включить закрытие задвижек, которые отключат целые ветки трубопроводов…
О том, как построена работа диспетчерских служб ГУП «ТЭК СПб» гостям рассказали начальник производственного управления Александр Нестеров и заместитель начальника Вячеслав Никонов. В общей сложности это десять диспетчерских: пять диспетчерских филиала тепловых сетей, по одной на каждый район теплоснабжения, три диспетчерских филиала энергетических источников, диспетчерская цеха аварийно-восстановительных работ и центральный диспетчерский отдел производственного управления, куда стекается вся информация о дефектах, режимах работы котельных и любых отклонениях в параметрах теплоносителя. Вячеслав Никонов познакомил коллег с работой АРМ «Диспетчер» - программного комплекса, разработанного специально для регистрации, оперативного контроля, учета и анализа технологических нарушений. Аналоги этого комплекса есть и в других организациях. В центральной диспетчерской службе «Теплосети Санкт-Петербурга» отражается состояние системы теплоснабжения в режиме онлайн на электронном панно. В ГУП «ТЭК СПб» есть свои ноу-хау – автоматическая передача данных об отключениях абонентов, связанных с работами на оборудовании предприятия, в автоматизированную систему управления единой дежурной службы города (АСУЕДС), видеоконференцсвязь с МЧС, разветвленная система диспетчерских служб с мощным центром, отработанные десятилетиями взаимодействия и, конечно, опытнейшие специалисты – диспетчеры и старшие диспетчеры.
Вместе сотрудники разных организаций открыли схемы теплоснабжения и обсудили важные моменты, связанные с теми участками, где особо необходимо выверенное взаимодействие – например, зонами покупки тепловой энергии, где тепломагистраль одного предприятия снабжает абонентов другого, и решать все проблемы необходимо совместно.
В заключение диспетчеры пожелали друг другу спокойных и безаварийных смен и договорились продолжать такие встречи в будущем.